Проекционный набор «‎Всё в одном»
Pogumax Блог
Главная
Кейсы
Pogumax Designer
Создаём проекции за 15 минут
Техно
  • /
  • /

Обучение детей с ОВЗ: 5 интересных методов коррекционно-развивающей работы

Поделиться:
Время на чтение ~5 минут
Дата публикации: 25 июня 2024
Что такое инклюзивное образование? Что взять на заметку педагогам, логопедам, деффектологам для эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Разные дети — равные возможности. Так звучит девиз современного образования. Среди сотен методик обучения каждый педагог выбирает свою, но в одном профессионалы согласны — образовательная среда должна обеспечивать доступность качественного образования каждому ребёнку, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В сегодняшней статье мы рассмотрим самые эффективные техники коррекции ОВЗ. Как внедрять инклюзивное образование в ДОУ и школы, с какими сложностями сталкиваются педагоги, психологи, дефектологи, и как их преодолеть?

Что такое ОВЗ у детей?

ОВЗ (Ограниченные Возможности Здоровья) — это различные отклонения в физическом, психическом или сенсорном развитии. К ним относятся нарушения зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра (РАС), задержки психического развития, умственная отсталость.

В чём отличие детей с ОВЗ и детей-инвалидов?

Многие ошибочно ставят знак равенства между ОВЗ и инвалидностью. На самом деле между этими понятиями есть большая медицинская и юридическая разница. В отличие от инвалидности ОВЗ могут быть временными, а не постоянными. Они не ограничивают жизнедеятельность человека, а лишь требуют создания дополнительных условий для качественной жизни. Слабослышащий ребёнок, например, нуждается в слуховом аппарате, слабовидящий — в специальных очках, увеличительных лупах и т.д. То есть ребенок-инвалид всегда имеет статус ОВЗ, но не все дети с ОВЗ — инвалиды.

Чаще всего про ОВЗ говорят в контексте образовательного процесса. Современные школы, детские сады и развивающие центры стараются сделать обучение доступным всем малышам, вне зависимости от физических и психических особенностей. Дети с особыми потребностями могут учиться как в специальных коррекционных учреждениях, так и в инклюзивных классах общеобразовательных школ.

Что такое инклюзивное образование?

Простыми словами — это форма совместного обучения для нейротипичных детей, детей с ОВЗ и детей с инвалидностью. Инклюзивное образование стирает границы между людьми с особыми возможностями и помогает им лучше интегрироваться в общество.

Сложность заключается в том, что большинство образовательных учреждений не подходят для качественного обучения таких детей. Недостаточно просто установить пандусы и расширить дверные проёмы. Сам образовательный процесс должен быть адаптирован, а педагоги — обладать достаточными компетенциями.

Современные методы коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ

Существует большое количество техник, доказавших свою эффективность как в обычных детских садах и школах, так и в специализированных развивающих и реабилитационных центрах.

1. Игровая терапия

Игра — основной способ познания мира для ребёнка. Именно в процессе игры дети учатся осознавать и выражать свои чувства, выстраивать социальные отношения. Поэтому игровая терапия отлично подходит для детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями, задержками речи, трудностями с социализацией.

Игры могут быть любыми. Самое сложное — вовлечь группу в процесс. Все, кто хоть раз работал с детьми с ОВЗ знают, как это бывает непросто. Помочь может специальное интерактивное оборудование — мультимедийные доски, стены-кидалки, интерактивные полы. Яркие анимации вызывают сенсорную активацию, и дети лучше идут на контакт с педагогом и сверстниками.
В комплекте с оборудованием идут методические пособия. С ними обучать детей с ограниченными возможностями здоровья сможет любой педагог.

2. Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)

КПТ — это форма терапии, которая помогает детям осознавать и изменять негативные мысли и поведенческие паттерны. В контексте работы с ОВЗ, используется психологами для развития навыков саморегуляции, улучшения социального взаимодействия и обучения эффективным способам решения проблем. Это особенно полезно для детей с тревожными расстройствами или депрессией.

3. Сенсорная интеграция

Помогает в обработке сенсорной информации из окружающей среды, формирует адекватное восприятие ощущений, улучшает моторные навыки. Эта техника особенно важна для детей с когнитивными и нейрофизиологическими отклонениями, расстройствами аутистического спектра, в комплексном лечении ДЦП.
Проводить занятия лучше всего в специальных сенсорных комнатах — помещениях, оснащённых предметами различных форм и текстур, воздействующими на все органы чувств. Воздушно-пузырьковые колонны, интерактивные панели, сухие бассейны, проекторы, LED-подсветка — комплектации комнат могут быть абсолютно разными, в зависимости от целей и задач. Сенсорные комнаты с проекционным оборудованием становятся иммерсивными. В них можно добиться полного погружения в атмосферу, и занятия будут ещё эффективнее.

4. Арт-терапия

Через рисование, лепку, музыку и другие формы искусства дети могут изучать и выражать свои чувства, а также улучшать моторику, внимание и когнитивные функции. Как и игровая терапия, подходит для коррекции всех видов ОВЗ, потому что воздействует на разные виды физических и психо-эмоциональных нарушений. А ещё, иногда арт-терапия позволяет раскрыть в маленьких художниках настоящих гениев.
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы не спамим, а отправляем только самую важную и полезную информацию о последних событиях в сфере проекционных технологий.
Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Мы ценим вашу конфиденциальность и не передадим ваш адрес электронной почты третьим лицам.

5. Песочная терапия

Метод работает с наглядно-образным мышлением, символами, ассоциациями. Если ребёнку сложно выразить мысли и переживания словами, сделать это помогут игры с песком. Они развивают мелкую моторику, логику, пространственное мышление и творческие навыки. Для занятий используются специальные конструкции с песком или целые интерактивные песочницы, со встроенным компьютером и проектором. Для лучшего эффекта песочную терапию сочетают с другими методиками: прослушиванием музыки, сказок, чтением стихов.

Заключение

Эти техники представляют собой лишь часть широкого спектра доступных подходов и могут быть адаптированы под конкретные потребности каждого ребенка. Важно подходить к каждому случаю индивидуально.

Мы в POGUMAX предлагаем интерактивное оборудование для проведения коррекционной терапии ОВЗ:


Подробнее об оборудовании можете прочитать в нашей статье про современные технологии в образовательных учреждениях.
В наборах со всей техникой есть методические пособия, чтобы педагоги и воспитатели легко могли встроить технологические новинки в образовательный процесс в соответствии с календарно-тематическим планированием (КТП).

Оборудование стоит дорого? Некоммерческие учреждения могут получить его за счёт государственных грантов.

Как купить интерактивное оборудование через грант?

Государственные учреждения могут приобрести оборудование за счёт образовательного гранта от Российского фонда культуры, Фонда президентских грантов или любой другой организации.

С получением финансирования не возникнет проблем. Вся техника и программное обеспечение официально запатентованы РосПатент, включены в единый реестр российских программ для ЭВМ от Минкомсвязь и соответствуют ФГОС.

Заинтересовала возможность покупки интерактивного оборудования? Оставьте заявку, и наши менеджеры проконсультируют вас по всем интересующим вопросам.

У вас есть вопросы? Не стесняйтесь!
Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Поделиться:
Вам также может быть интересно