Что такое инклюзивное образование? Что взять на заметку педагогам, логопедам, деффектологам для эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Инклюзивное образование - устойчивый тренд современной педагогики. Если еще 10-15 лет назад адаптация детей с ОВЗ была задачей коррекционных педагогов, то сегодня необходимость помогать “особёнку” может выпасть самому обычному воспитателю или учителю. Основные технологии работы с детьми с ОВЗ и педагогические программы реабилитации должен знать каждый, кто работает в системе образования.
Конечно, педагогам приходится нелегко, но действенные и простые методики есть всегда. Присмотритесь к современным технологиям - интерактивному проекционному оборудованию. С ним можно эффективно выстраивать занятия для детей с СДВГ, РАС, Синдромом Дауна, различными степенями УО, детским церебральным параличом, ЗПР, НОДА. У вас всегда будут под рукой необычные игры для детей и инструмент реабилитации для тех, кому он необходим.
Виды терапии и обучения для детей с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья - всегда неоднородная по составу группа. Нет двух одинаковых нарушений, когда речь идет об ОВЗ. Два ребёнка могут иметь одинаковый диагноз, но внешние проявления нарушений у них будут разные. Сам спектр диагнозов столь широк, что практически невозможно найти двух “одинаковых” проблем. Именно поэтому обучение и лечение особенных детей строится индивидуально. В нашей подборке - несколько методик, которые успешно реализуются в работе с особенными детьми по всему миру.
1. Арт-терапия для детей с ОВЗ
Это методика, позволяющая использовать разные виды творчества в терапевтических целях. Рисунок, лепка, аппликация, создание коллажа - можно использовать любой материал. Нет цели сделать” красиво” и “правильно”, основная цель арт-терапии - вывести наружу эмоции, придать им приемлемую форму (например, малыш не кричит и не бьет родителей, а рисует свои эмоции густыми темными красками). В процессе создания рисунка или поделки педагог может установить контакт с ребёнком, особенно если юный гость замкнут, не умеет эффективно коммуницировать. Барьеры снимаются, эмоции - проживаются: все это помогает ребёнку и в дальнейшем лучше регулировать эмоциональное состояние.
2. Стена-кидалка
Все, что нужно педагогу - гладкая белая стена, программное обеспечение и проектор. Интерактивная игра-кидалка - это проекция на поверхности, которая реагирует на действия детей: касания рукой или мячом.
В наборе - множество игр, позволяющих педагогу вовлечь в работу даже самых “сложных” ребят. Кидалка помогает создавать новые нейронные связи, улучшать внимание, скорость реакции. Каждое анимированное упражнение вовлекает детей в игровой процесс. Играть в кидалки можно как с одним ребёнком, так и с группой.
Частый спутник у детей с разными диагнозами - сенсорная депривация, отсутствие стимулов для органов чувств. Это вызывает задержку в развитии мозга, снижение познавательной активности, замедление развития речи и умственной деятельности. Чтобы удовлетворить сенсорный голод у ребёнка, в учреждениях создаются специальные сенсорные комнаты, насыщенные предметами разных форм, текстур, позволяющие получить зрительный, звуковой, тактильный опыт. Упражнения сенсорной комнаты направлены на получение максимального числа стимулов органов чувств.
Мебель используется мягкая, бескаркасная. Чаще всего в сенсорной комнате приглушённый свет, а окна закрыты плотным шторами, на полу - мягкие ковры. Добавьте к этому эффект полного погружения, когда комната превращается в подводный мир, космическое пространство или горные вершины благодаря проекции на стены. При интеграции сенсорной комнаты, формируется сенсорно-насыщенная и безопасная среда для детей и взрослых. Да-да, в сенсорной комнате могут отдыхать и восстанавливаться не только дети, но и сами педагоги!
Это подвид арт-терапии, позволяющий проработать эмоции, сбросить напряжение, снизить тревожность и возбуждение. Сама работа с песком, прикосновение к сыпучему материалу, уже способствует расслаблению. Для маленьких помещений подойдет настольный короб с песком, а для больших - отдельно-стоящая песочница. Многим детям творить на песке значительно легче, чем, например, рисовать: ведь рисунок может получиться некрасивым, а на песке все условно. Песочная терапия для детей с ДЦП или другими двигательными нарушениями позволяет проработать мелкую моторику пальцев.
Как известно, на кончиках пальцев живет речь, а значит - такие занятия просто находка для детей, которым необходим запуск речи или ее развитие. Создать на песке уникальное развивающее или просто расслабляющее занятие поможет интерактивная песочница. Проекция, которая оживает прямо под руками детей и реагирует на их действия, помогает добиться удивительных результатов. По отзывам педагогов, детей от интерактивной песочницы невозможно оттащить. Использовать песочницу может психолог, логопед, дефектолог, социальный педагог.
Интерактивный пол - проекция с потолка на напольное покрытие. Игры оживают при касании руками и ногами. Это прекрасный вид двигательной активности как для нормотипичных детей, так и для детей с ОВЗ. Работа с интерактивным полом помогает развивать зрительное внимание, координацию, задействует крупную моторику тела. С увлечением играют как малыши, так и подростки. Огромное преимущество интерактивного пола состоит в том, что педагог может организовать массовое занятие, а места оборудование практически не занимает.
Комплект ПО и проектор позволяют творить чудеса! Ожившие рисунки - прекрасное дополнение для арт-терапии. При помощи датчика рисунок ребёнка переносится на экран проектора и “оживает”. Технология помогает стимулировать творческие способности ребёнка, ведь рисунок на остаётся статичным на бумаге, он начинает двигаться и даже реагировать на касания! В руках грамотного педагога это прекрасный инструмент для проработки эмоциональных, коммуникативных сложностей у детей.
Еще один вид активности, который оценит подвижный и музыкальный ребёнок. Танец позволяет детям с особенностями развить проприоцептивное чувство, а также осознать собственное “Я”. При помощи движения и выражения чувств под музыку происходит развитие личности. У детей, которые занимаются танцевальной терапией, улучшается самооценка, они учатся коммуникации и самопрезентации.
8. Сказкотерапия
Это технология, позволяющая воздействовать на психическое состояние ребёнка через сказку. Здесь нет никаких книг или сборников, обычно сказкотерапевт создаёт произведение под конкретный запрос родителя. Через наблюдение за персонажем ребёнок может сопоставить волнующую его ситуацию с той, в которую попал вымышленный герой. Как следствие - сделать верный вывод, усвоить норму поведения, прожить эмоцию. Сказка отлично подходит для борьбы со страхами, привития полезных привычек, преодоления коммуникативных проблем.
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы не спамим, а отправляем только самую важную и полезную информацию о последних событиях в сфере проекционных технологий.
Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы соглашаетесь c политикой конфиденциальности. Мы ценим вашу конфиденциальность и не передадим ваш адрес электронной почты третьим лицам.
Какую пользу несет в себе интерактивное оборудование для воспитателей, педагогов и учителей
Интерактивное оборудование - помощник, который облегчает работу и даёт широкое поле для возможностей. Во-первых, осваивая проекционные технологии, каждый педагог прокачивает своё мастерство: владеть актуальными методиками работы с детьми важно, чтобы быть востребованным на рынке труда. Во-вторых, внедрение интерактива в работу разнообразит ваши занятия - можно распланировать весь год.Интерактивный комплекс- это не просто набор с готовыми играми, а педагогический инструмент, где вы можете создавать занятия сами: подгрузить свои картинки, звуки.
Современные дети намного легче вовлекаются в работу с интерактивным оборудованием - привлекает яркая картинка и возможность влиять на ход игры. Занятия с проекционным оборудованием предполагают движение - чем его больше, тем лучше. Для директора или заведующего приобретение интерактива означает повышение статуса учебного заведения. Родители, придирчиво выбирая школу, детский сад или образовательный центр, тоже обращают внимание на использование актуальных технологий.
Что же касается работы с “особенными детьми”, интерактивное оборудование позволяет выстроить как индивидуальную работу, так и работу в группах, особенно - смешанных, где присутствуют и нормотипичные дети, и дети с особенностями развития. Важно помнить, что использование любых проекционных технологий не рекомендовано детям с эпиактивностью.
Как купить интерактивное оборудование через грант?
Государственные учреждения могут приобрести оборудование за счёт образовательного гранта от Российского фонда культуры, Фонда президентских грантов или любой другой организации.
С получением финансирования не возникнет проблем. Вся техника и программное обеспечение POGUMAX официально запатентованы РосПатент, включены в единый реестр российских программ для ЭВМ от Минкомсвязь и соответствуют ФГОС.
Заключение
Залог успеха в работе с детьми с ОВЗ - качественная диагностика нарушений и грамотный подбор коррекционного маршрута. Разнообразие методик и инструментов позволяют каждому педагогу выбирать индивидуальный вариант работы. Если вы планируете ввести в вашу работу интерактивное оборудование, обратитесь к специалистам POGUMAX: мы реализовали сотни проектов как в государственных, так и в частных образовательных учреждениях.
Мы подберем для вас оборудование и программы, способные решить именно ваши коррекционные и образовательные задачи. Оставляйте заявку: расчет проекта бесплатно!
У вас есть вопросы? Не стесняйтесь!
Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.